Во вторник, 18-го февраля, Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект. Который должен ввести в правовое поле уже распространенное страхование ответственности экспедитора и перевозчика. Сейчас возможность такого страхования нигде в нормативно-правовых актах прямо не указана. Это дает недобросовестным страховщикам «лазейку» признавать заключенные договоры недействительными и тем самым освобождать себя от выплат.
Законопроект, напомним, был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента в апреле прошлого года. Хотя на необходимость изменения законодательства транспортные и экспедиционные компании указывают даже не одно десятилетие.
Сейчас на рынке сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, страхование ответственности уже вошло в практику: клиенты при выборе перевозчика обращают внимание на наличие полиса. А страховщики сами предлагают перевозчику и экспедитору такой вид услуги.
Однако с другой, законодательно возможность этого вида страхования действительно не прописана. В то время как ст. 932 Гражданского кодекса прямо говорит, что «страхование риска ответственности за нарушение договора допускается только в случаях, предусмотренных законом».
Ссылаясь на нее, страховщики, уже заключившие с перевозчиком (экспедитором) договор и принимавшие от него взносы, при наступлении страхового случая могут заявить. Что договор не действителен, и тем самым избежать выплат.
И хотя уже имеется четкая позиция Высшего Арбитражного и Верховного судов. Которая, по сути, поддерживает сторону транспортно-экспедиционных компаний. Решения других судебных инстанций все равно до сих пор не отличаются однообразием.
В Постановлении Высшего Арбитражного Суда от 2010-го года указывается, что договор страхования ответственности экспедитора(перевозчика) является комплексным. А потому не противоречит закону. В Определении Верховного Суда от 2015-го года, отмечается, что страховая компания, которая своими действиями подтверждала заключение договора (в частности, принимала взносы), не может затем ссылаться на недействительность сделки.
Чтобы окончательно исключить двоякое толкование норм и избежать затянувшихся на десятилетия спорных ситуаций. Законопроект предлагает прямо прописать в Уставе автомобильного транспорта и законе о транспортно-экспедиционной деятельности. Что перевозчик (экспедитор) вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора перевозки груза (транспортной экспедиции).
Подчеркнем: слово «вправе» означает возможность, а не обязательность страхования. Так что принятие закона, вопреки распространившимся после первого чтения слухам. Не означает, что перевозчиков и экспедиторов заставят страховать свою ответственность.
Вместе с тем после первого чтения председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Евгений Москвичев предполагал. Что ко второму чтению в законопроекте могут прописать лимит страховой суммы. Однако пока единственное, что внесли в текст поправок, это прямую отсылку на 932-ю статью Гражданского кодекса.